Речь В.М.Бялик на открытии "Сезон Метро"

Эта выставка широким зрительским массам должна дать представление о том, что такое социальный заказ, потому что это действительно социальный заказ. Это первое. Второе, широкие зрительские массы, глядя на эти работы, должны себе представить, что в наше время, в эпоху постмодернизма, оказывается, что в эту эпоху существуют еще художники, которых волнует не гиперреализм, не сложная коммуникативная ассоциативность, а их интересует, извините за банальность, но правда жизни. Потому что все эти художницы, забравшись на крыши разных станций, они очень искренне, очень старательно, кто, может быть, более ярко, кто-то поскромнее, но они изобразили то, что они видят. И, таким образом, они нам с вами подарили этот новый взгляд.

Я не сомневаюсь, поскольку я сама являюсь пассажиром метро в течение уже бесконечного количества десятилетий, я полагаю, что вы все, бывая в метро, не только спеша по своим делам, вы позволяете себе роскошь посмотреть на оформление этих станций, конечно, не трогая морду собаки на станции «Площадь революции», потому что с точки зрения искусства это преступление. И то, что даже в метро висел, но сейчас убрали, баннер, где было написано, что «троганье» это собаки принесет какое-то счастье или еще что-то, это полное безобразие, потому что это скульптура скульптора Манизера с его группой, и от этого бесконечного «троганья» произведение искусства просто может погибнуть.

Так вот, я бы хотела обратить ваше внимание на то, как эти работы можно классифицировать. Во-первых, большинство из них имеет эту букву М, что означает в данном случае метрополитен. Но меньшая часть работ обошлась без этой буквы, что, не скрою, мне даже нравится больше. Более того, они дали определенные детали, которые нам помогают понять, что же это за станция. Что же это за интереснейшие детали? Например, мне безумно понравилось там такая декоративная стенка на станции «Семеновская» (работа «Метро Семеновская») - никаких, понимаете, знаков, что это метро, пассажиры, вагоны, нет, но сам по себе этот декоративный ряд, конечно, очень интересен. Конечно, совершенно справедливо, на афишу этой выставки выбрали вот эту замечательную работу (работа «ОРТЕМ») - это вид с козырька станции «Чистые пруды», что мы можем узнать даже не по скульптуре, которая так обобщенно дана, а хотя бы по этим буквам. То есть, я хочу сказать, что понятие «художник и время», если наши замечательные художницы это сумели подметить, то это прекрасно. Мне нравится станция метро «Динамо» (диптих «Метро Динамо») - двухчастный диптих, я бы сказала, где вы просто отлично узнаете все эти детали.

То есть, вы понимаете, что - тут надо обратиться к руководству метрополитена - этот проект не должен быть законченным, потому что метро через детали, а ведь в метро работали самые знаменитые художники - то, что на станции Маяковского мозаики сделаны Дейнека Александром Александровичем, вы все знаете, а то, что Дейнека еще на станции Новокузнецкая, это знают уже меньшее количество людей.

Вообще я бы хотела сказать, что вот эта проблема, с чего я начала, - социальный заказ, эта проблема существует давно. Даже Михаил Александрович Врубель - я все-таки человек музейный - когда-то в 1901 году сделал афишу для выставки 36 художников, собственно это единственная у него была афиша, то есть, такая, если хотите, тоже своего рода промграфика. И это осталось в века. И вот, вспомним, Клод Моне - уедем во Францию - рисовал Лионский вокзал, при это ему очень нужны были дымы, а периодически все поезда уходили - дымов не было, а когда все поезда собирались, то рисовать было невозможно. И вот ему пошли на встречу - начальник станции специально организовал ему определенный момент, когда было то, что ему нужно, и поэтому эта серия с Лионским вокзалом Клода Моне очень интересна.

Таким образом, не хочу вас утомлять долгими искусствоведческими ассоциациями, но я хочу сказать, что этот проект, начало которого мы так замечательно наблюдаем, он несомненно должен иметь продолжение, наши художницы будут совершенствоваться, потому что среди них есть и уже окончившие институт, и есть еще совсем юные создания, некоторых этих созданий я вообще с рождения знаю. Поэтому мы с вами должны искренне им всем пожелать именно счастливого пути, «зеленый свет», и пусть у этой художественной группы в их творческом процессе все будет хорошо. А метрополитен - это действительно наше все, давайте радоваться, что он у нас в Москве именно такой. Благодарю вас.

Валентина Моисеевна Бялик, художник, искусствовед и музейный педагог
29 ноября 2019 год